Маркетплейс — это хороший источник дохода. Получать деньги владельцы ресурса могут различными способами, но не всегда эти бизнес-модели известны и очевидны. Ищите плюсы и минусы каждой из них в нашем блоге.
Мы рассмотрели 6 способов монетизации маркетплейса помимо рекламы, которые бизнес волен использовать как по отдельности, так вместе (не больше 2–3 для одного ресурса) в зависимости от сферы, аудитории и предлагаемых товаров, услуг.
Комиссия с каждой транзакции
Процент от выручки продавца — распространённый способ монетизации маркетплейсов. Ведь это выгодно двум сторонам. Магазин (компания, ИП или пользователь как физлицо) не будет платить маркетплейсу, пока не проведёт сделку, т. е. продавец не рискует ничем. Владелец ресурса так же ничего не теряет, если сделки не будет. По этой бизнес-модели работают Etsy, Fiverr, Ebay и Airbnb.
Однако важно помнить, что эта бизнес-модель не рекомендуется, если:
- маркетплейс используют для продажи дорогих товаров (автомобили, квартиры);
- товары или услуги на маркетплейсе неоригинальны. Например, на Avtio вводить подобную бизнес-модель было бы нерационально, т. к. купить б/у одежду, телефон, квартиру или автомобиль можно на других ресурсах;
- маркетплейс не предусматривает передачи денег от покупателя продавцу. Это относится к сервисам по поиску работы, знакомств и т. д.;
- покупатель оплачивает товар или услугу не онлайн, а на личных встречах, или передаёт денег на территории продавца (например, в случае сервиса по подбору отелей). Подобная условность сделает процесс передачи комиссии проблематичным.
Оплата размещения товаров и (или) услуг
Маркетплейс требует от клиентов оплачивать объявления, которые те размещают на сайте и в приложении. Здесь всё достаточно вариативно. Некоторые ресурсы требуют платить, начиная с первого поста. Другие же — с 3, 5, 10 и т. д.
Яркий пример подобной бизнес-модели в РФ — Avito. Продавцы не отдают комиссию маркетплейсу, но и количество возможных бесплатных публикаций у них ограничено. Ещё один пример — электронная доска объявлений Craigslist. Или сельскохозяйственный маркетплейс Mascus.
Проблема этой бизнес-модели — небезосновательное недоверие продавцов на первых этапах. Маркетплейс должен дать понять магазинам, что вложенные средства окупятся.
Поэтому главной задачей ресурса при выборе такой модели — привлечь потенциальных покупателей и создать на площадке необходимые условия для будущих сделок.
Продвижение объявлений
Используют и как самостоятельную бизнес-модель, и в связке с другими (чаще — второе). Маркетплейсы берут плату за вывод объявлений с товарами или услугами на главную страницу, в топ поиска, блоки (боковые) и т. д. Посмотреть, как удачно реализовать продвижение постов можно на Avito, Etsy и Авто.ру.
Это хороший вариант для маркетплейсов с уже устоявшейся базой продавцов и покупателей. Новичкам лучше оставить идею или оформить подобную бизнес-модель в виде какого-нибудь выгодного предложения.
Подписка
Бизнес-модель для маркетплейсов, где продавцы предлагают услугу. Выгода для продавцов — новые клиенты от маркетплейса. Выгода для покупателей — стабильный доступ к нужной услуге, информации и т. д. Выгода маркетплейса — деньги.
По такой системе работает Headhunter (плата за доступ к базе кандидатов). Ещё один пример — Studiotime. Это сервис для поиска и аренды музыкальных студий, где клиенты могут оформить платную подписку на персонализированную подборку вариантов.
Плата за контакт с покупателем (лидогенерация)
Вариант, который так же подойдёт для площадок по продаже услуг. Потенциальный покупатель (заказчик) размещает заявку, а продавцы (исполнители) — свои отклики. За эти отклики (лиды) они и платят комиссию маркетплейсу. Как, например, на YouDo или TREDA (подбор артистов для праздников).
Главный минус подобной бизнес-модели — риск того, что заказчик и исполнитель начнут работать в обход платформы. К сожалению, маркетплейс никак не сможет проконтролировать или предотвратить это.
Подобное происходит даже на YouDo с его банами за связь сторон вне сайта. Поэтому придётся думать, как удержать и исполнителей, и заказчиков на веб-ресурсе другими способами.
Freeмиум (платные функции)
В этом случае монетизируются особые фишки. Остальной функционал маркетплейса бесплатный (но не всегда, зависит от того, используется ли ещё какая-то бизнес-модель). Так работает маркетплейс «Юла».
Сложность — продать эти функции клиентам. Маркетплейсу потребуются веские аргументы, чтобы убедить людей в необходимости платного функционала так, чтобы ресурс не покинули в принципе.
Вывод
В зависимости от маркетплейса выбираются разные способы монетизации. Главное, здраво оценивать позицию бизнеса на общем рынке и понимать, для чего, кто и как часто будет приходить на веб-ресурс.
Полезные ссылки
- 4 типа маркетплейсов. Прежде чем монетизировать ресурс, нужно понимать, что он из себя представляет. Это наша краткая статья на тему различий между площадками: https://infoshell.ru/blog/4-tipologii-marketpeisov/
- особенности B2B-маркетплейсов. На что важно обратить внимание, чтобы не прогореть: https://roem.ru/26-04-2018/270386/compo-pro-b2b-lainer/
- сеть партнёрских программ для монетизации трафика маркетплейса: https://market-place.su/
- мобильный платёж и оплата в приложении. Важная тема для тех, кто собирается создать маркетплейс. Рассказываем, как сделать всё безопасно, надёжно, а также комфортно для пользователя: https://infoshell.ru/blog/mobilny-platezh-i-oplata-v-prilozhenii/