типологии_вк

4 типологии маркетплейсов

Табор уходит в небо, а бизнес — в интернет. Онлайн-площадки, где людям предоставляют выбор, становятся популярнее, это значит — настало время создавать собственный маркетплейс. О различиях площадок и принципов монетизации читайте в нашей статье.

Маркетплейс — оптимизированная онлайн-платформа, которая предоставляет людям продукты, услуги, контент и т. д. Отличительная черта маркетплейса — человеку дают возможность купить что-либо аналогичное у нескольких продавцов (часто ещё и по отличающейся цене), но в одном месте. Вспомните такие сайты как Яндекс.маркет, Aliexpress, Avito, все они — маркетплейсы.

Зная, чем различаются маркетплейсы, будет намного легче найти свою нишу. Проще вписаться в неё или, наоборот, придумать инновационную фишку. Понимание поможет составить грамотную стратегию, которая позволит бизнесу найти аудиторию. обойти конкурентов и выйти на максимально возможную прибыль.

Выделяют 4 основные типологии.

Участники торговли

Основная цель маркетплейсов — задействовать как можно больше людей, которые бы чувствовали себя комфортно на этой торговой площадке, могли бы продавать и (или) покупать разные товары, услуги. В связи с этим сформировалось 3 типа маркетплейсов:

  • B2C — система «Бизнес — Клиент». В этом случае выстраивается иерархия, где стороны не равны. Предприниматель почти никогда не снизит цену, а также не сделает скидку или подарок, если его попросят.

    Отношения сторон здесь регулируются офертой или иным документом, который составляет сторона продавца. В качестве примера можно привести такие маркетплейсы, как AliExpress, Amazon, Booking.com, «Юлмарт»;
  • B2B — система «Бизнес — Бизнес». Здесь стороны равны, однако их отношения очень формальны и не выходят за рамки договоров, которыми и регулируются. Примеры B2B маркетплейсов: Alibaba.com, Capterra;
  • С2С — система «Пользователь — Пользователь». Самый демократичный из трёх типов маркетплейсов. Люди здесь осуществляют куплю-продажу на равных условиях.

    Они могут торговаться и договариваться о доставке, которая будет им наиболее выгодна и удобна. На C2C маркетплейсах стороны защищены правилами платформы. Примерами можно назвать: EBay, Etsy, Avito.

Классификация по тематике

По тематике маркетплейсы делятся на 4 типа:

  • продуктовые. Интернет-площадки, которые занимаются продажей товаров. Например, Google Play, Apple Store, Etsy, а также все остальные интернет-магазины, предлагающие к покупке продукты разных продавцов и брендов; 
  • сервисные. Сайты, где человек может заказать какую-либо услугу. Как пример, забронировать номер в отеле на Booking.com или вывзвать такси в Uber. Сюда же относятся биржи фрилансеров;
  • информационные. Маркетплейсы, куда люди обращаются за контентом. Например, обучающим или развлекательным: YouTube, twitch, Spotify и т. д. Также в качестве примера информационного маркетплейса можно привести TripAdvisor;
  • инвестиционные и краудфандинговые. Веб-ресурсы, предлагающие пользователям вложиться во что-то ценное. Однако не всегда это акции или криптовалюта.

    Люди достаточно часто донатят на игры и творчество. Такую возможность предоставляют краудфандинговые маркетплейсы Kickstarter, Indiegogo, Boomstarter, Planeta.

Кстати, недавно в РФ вышел закон о краудфандинге, который закрепляет и упрощает привлечение инвестиций через интернет-платформы. Можете ознакомиться с ним после прочтения статьи.

Классификация по способу общения с потребителем

Это самая простая классификация, так как способа только 2: онлайн и оффлайн.

  • O2O, или online to offline  — пользователь обращает внимание на маркетплейс в интернете, а товар или услугу получает оффлайн. В качестве примера можно привести интернет-магазин Lamoda, где люди могут заказать вещи с примеркой и возможностью отказаться от них.

    Также по способу O2O работает Яндекс.Такси или Uber: машина подбирается и оформляется онлайн, а потом приезжает за человеком в реальной жизни. Ещё один яркий пример: сервисы различных купонов;
  • online commerce — всё только онлайн. Пример маркетплейса, который работает по такому способу: Apple Store: пользователь выбирает, покупает и использует приложение исключительно в интернете.

Классификация по типу монетизации

Последняя классификация различает маркетплейсы по типу монетизации ресурса. Всего их 6:

  • монетизация товаров и услуг. Сюда относятся практически все интернет-магазины и онлайн-сервисы, созданные по типу маркетплейса. Люди оплачивают свою покупку, и это является основным доходом площадки;
  • монетизация лидов (заявок). Это те маркетплейсы, где продавцы платят площадке за каждого нового клиента. Если вы выбираете такой вариант, важно продумать правила контроля, чтобы люди не начали совершать сделки в обход.

    В качестве примера такой системы можно привести любую биржу фрилансеров, где за общение заказчика и исполнителя вне платформы предусмотрен вечный бан. Например, сайт Youdo;
  • монетизация действий. Реализуется следующим образом: площадка берёт с человека плату за размещение. Это может быть пост о продаже товара, заказе услуги или сообщение о том, что человек готов взять работу. Реализацию можно увидеть также на Youdo;
  • монетизация рекламы. Обычно встречается в информационных маркетплейсах. Отличный пример — YouTube, где контент предоставляется пользователям бесплатно, а хостинг зарабатывает на контрактах с рекламодателями для встроенных, автоматических роликов;
  • монетизация дополнительных услуг. Это платное предоставление расширенных возможностей. Яркий пример — Avito. При покупке дополнительного функционала там снимается лимит на объявления, они поднимаются в поисковом рейтинге и т. д.

Конечно, это не все типы монетизации ресурса. К тому же иногда маркетплейсы совмещают несколько из них. Например, получают прибыль не только с товаров, но и с дополнительных услуг: ускоренной доставки, доставки в точное время, подарочной упаковки.

Вывод

Знания описанных типологий хватит, чтобы понять, какое место бизнес займёт среди уже существующих маркетплейсов. Вы будете знать, что нужно монетизировать и продавать, с кем вы работаете. Это тот минимум, который необходим для взвешенного решения.

Если вам потребуется помощь в создании сайта или мобильного приложения — пишите нам. Мы не относимся халатно к простому и не боимся браться за сложное.