Забота о безопасности собственной разработки — важный момент. Однако здесь необходимо помнить не только о разнице в расширениях протоколов, DDoS-атаках и вирусах. Нет. В нашей статье вы узнаете, как защитить мобильное приложение ещё на этапе его создания (до релиза). И не от киберзлодеев, а от вполне реальных воров — плагиаторов.
На самом деле начинать надо именно с юридической, патентной защиты. Ведь чем больше сил, времени, денег и остальных ресурсов вложено в приложение, тем более неприятно будет увидеть его примерную (а иногда — такое случается — точную) копию в Google Play и AppStore, причём с намного большей активностью и популярностью (неудивительно, средств и энергии на улучшение у плагиаторов часто больше, т. к. основа уже готова).
Поэтому необходимо вовремя патентовать приложение. Эта мера позволит защитить разработку от любого копирования. Впрочем, здесь так же важно всё сделать правильно, ведь мобильные приложения включают в себя множество различных элементов — взаимосвязанных между собой, однако самостоятельных объектов интеллектуальной собственности.
Что нужно знать
Для начала — ГК РФ, а именно — главы 69 (общие положения раздела VII «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации», статьи 1232, 1225, 1226) и 70 (авторское право: статьи 1261,1262). Это основы, прочесть которые необходимо в первую очередь. В идеале необходимо прочитать весь четвёртый раздел данного юридического документа. Однако для экономии времени и (исключительно) базового понимания подойдёт текст, который будет изложен ниже.
Авторские права на приложение
Технически любая разработка является результатом творческого процесса (согласно ГК РФ), а также работы (труда) создателя (автора), потому авторские права у последнего на творение имеются уже с момента создания конечной версии продукта.
Важно отметить, что в этот правовой комплекс входят как неотъемлемые неимущественные права автора (право на имя и признания себя как создателя разработки, защиту от коверканья произведения и т. д.), так и весьма обширные исключительные права (право на распространение, трансляцию разработки, передачу данного вида прав другим лицам и т. д.).
В данном случае стоит сосредоточиться именно на исключительных правах, т. к. они регулируют вопрос использования объекта. Если подобные действия будут со стороны лиц, не получавших от вас разрешения, то вы, как изначальный владелец исключительных прав можете подать в суд, предъявлять претензии и официально требовать прекратить использовать приложение либо отдельные его авторские части. Например, код, тексты, графический контент, дизайн, аудио, логотипы.
Да, технически авторское и исключительное право разработчика действуют с момента создания мобильного приложения. Однако без дополнительных мер фиксации этих прав в дальнейшем может быть проблематично доказать авторство несмотря на наличие исходников и наработок.
Поэтому разработку лучше зарегистрировать сразу (далее мы рассмотрим 2 возможных варианта: фиксацию прав на код как программу для ЭВМ, дизайна как промышленный образец и логотип, а также название как товарные знаки). Для большей страховки рекомендуется так же задепонировать разработку в Российском Авторском Обществе (РОА).
Единственное, что разработчик не может зарегистрировать, — его идея. Поэтому патентовать необходимо всё остальное, чтобы концепт можно было бы отстоять посредством прав на воплощающие его детали.
Теперь разберём, что и как регистрировать немного конкретнее.
Депонирование приложения
Первое, что стоит сделать, — задепонировать приложение в Российском Авторском Обществе (РОА). Фактически это является официальным закреплением имеющихся авторских и исключительных прав создателя либо работодателя разработчика (в зависимости от ситуации).
Это необходимо для того, чтобы в дальнейшем использовать документы о депонировании как основной аргумент при возникновении споров о правах и даже во время возможных судебных разбирательствах с недобросовестными конкурентами.
Ещё один способ депонировать разработку (без РОА) — принести код, техническое оописание и иные бумаги, касающиеся разработки, нотариусу для проставления даты создания и подписи.
Либо же (для любителей рисковать) — отправить код и все технические документы, диски и описания себе же посредством Почты России. При этом письмо нельзя будет вскрывать до момента предъявления конверта как доказательства в процессе возможного спора (здесь тоже важно сохранить проставленную оператором дату).
Код как программа для ЭВМ
Для этого создателю или создателям либо его или их работодателю (который может являться в том числе юридическим лицом) необходимо подать заявку в патентное ведомство. Вместе с заявкой нужно будет отдать сам код (с титульником) в распечатанном виде, реферат, документы разработчиков о проекте и, если таковое будет необходимо, доверенность. Текст кода не должен превышать 300 страниц (не обзяательно, но желательно). Так же к нему разрешается прикрепить скриншоты или иные изображения, относящиеся к разработке.
Затем придётся ждать. Несколько месяцев.
Дизайн как промышленный образец
Это можно сделать только при условии, что дизайн действительно отличается от остальных (в принципе, не только в РФ). При этом под «промышленным образцом» понимается «художественно-конструкторское решение», которое определяет то, как выглядит разработка. В общем, UX/UI должны быть оригинальны и отличаться очевидной новизной не только для автора, но и для остальных (хотя бы членов комиссии).
Помимо заявки подавать необходимо распечатанные визуальные макеты дизайна, его текстовое описание, список всех важных характеристик (чем подробнее, тем лучше). Ждать результата придётся около года, это время включает несколько экспертиз, проверяющих дизайн на оригинальность.
Если всё прошло успешно — можно расслабиться на 5 лет. Именно столько длятся исключительные права на промышленный образец. Затем их можно продлить до 25 лет суммарно.
Ещё один важный момент — ежегодно владелец таких прав обязан уплачивать пошлину за прологирование закреплённого образца в силе, а раз в 5 лет — пошлину на продление данного вида прав в принципе.
Название приложения и его логотип как товарные знаки
Если автор является ИП либо зарегистрирован как юридическое лицо (или же если все исключительные права принадлежат работодателю), можно оформить так же товарный знак, запатентовав название и логотип разработки. Это достаточно важный момент, т. к. именно эти два элемента запоминаются пользователям особенно: по ним приложение узнают, замечают в магазинах и т. д.
Подать заявку можно как на комплекс из слова (фразы) и изображения, так и на два этих элемента по отдельности (тогда товарных знаков будет два). Вне зависимости от того, какой вариант вы выберете, сначала рекомендуется провести самостоятельную проверку, чтобы знать наверняка: зарегистрировано ли что-то подобное или нет. Если своими силами вы боитесь не справиться, подобные услуги предоставляют компании, которые специализируются на защите интеллектуальной собственности. В таком случае закажите проверку у них. Иначе вы можете просто зря потратить время.
Если во время проверки не обнаружилось аналогичных товарных знаков, значит можно подавать заявку. К ней необходимо приложить данные о заявителе (название, адрес, ОГРН (ОГРНИП), ИНН, КПП), указать, что заявитель хочет зарегистрировать, указать текстовое описание наименований, используемое сочетание цветов, список услуг и товаров, для распространения которых регистрируются данные знаки (МКТУ, мобильные приложения в ней маркируются как 09, однако иногда авторы так же указывают класс 35 (реклама, продвижение и продажи), 38 (телекоммуникации), 42 (разработка ПО)). Обратите внимание, указание класса не бесплатно, однако данная мера обеспечит полную, абсолютную юридическую защищённость товарного знака.
Полезные ссылки
Гражданский кодекс Российской Федерации часть 4 (ГК РФ ч.4): http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64629/
Шаблоны заявлений Роспатента: https://rupto.ru/ru/documentforms
Статья про авторские права и ИИ: https://infoshell.ru/blog/komu-dolzhen-i-mozhet-prinadlezhat-ii/