Сейчас за системой Всеобъемлющего интернета следят со всех уголков планеты, а крупные IT-компании стараются скорее внедрить его в производство: свои экосистемы создают Apple, Google, Yandex и другие корпорации. Рынок изобилует гаджетами и приложениями, связывающих устройства между собой в единую сеть. Мы решили разобраться в основах: в чем трудность реализации Всеобъемлющего интернета и на чем держатся все системы связанных гаджетов.
Концепция Всеобъемлющего интернета — это довольно утопическое представление о будущем мире, в котором все устройства связаны как единый организм, складно анализируют все возможные внешние и внутренние факторы, облекая их в данные и изменяя свое поведение в соответствии с полученной аналитикой. Как вы поняли, людям ещё предстоит поработать над этим.
Мы подходим к Всеобъемлющему интернету поэтапно: мобильная связь объединила нас в одну сеть, облачные вычисления дали возможность хранить и анализировать данные, не ограничиваясь при этом физическим расположением серверов, благодаря BigData мы научились обрабатывать терабайты данных и работать с ними. Сейчас мы на этапе внедрения Интернета вещей.
Интернет вещей — это интеграция человеческой культуры (“вещей”) в цифровую информационную систему — “Интернет”.
Кевин Эштон в интервью для ZDnet
Всеобъемлющий интернет в основе имеет несколько столпов, без которых объединить предметы в умную сеть невозможно. Итак, разбираемся, что необходимо, чтобы из разобщенной системы предметов сделать “умный дом” и почему не так просто объединить все устройства на планете в единую систему.
1) “Вещи”
Скажите навскидку, сколько вокруг вас вещей, не подключенных к Интернету? Чайники, лампы, плиты, пылесосы, микроволновки, вентиляторы — наш быт, не так ли? Именно эти предметы (плюс уже подключенные) подразумеваются под столпом “вещи”.
Есть две проблемы :
Проблема №1
Большая часть вещей не оснащена датчиками, радиочастотными метками и прочим — т.е. скована “аппаратными” ограничениями.
Проблема №2
Даже если аппаратная и программная часть будут в полном порядке, мы не всегда знаем, как именно мы будем использовать подключение конкретного предмета к Интернету.
2) Данные
Данные — ценность, присвоенная всему, что нас окружает.
Практически каждое взаимодействие пользователя с предметом (на какую кнопку нажать, какой товар выбрать, сколько времени провести на интернет-странице) – потенциальные данные.
Всё больше предметов подключаются к Интернету. Представляете, какие объемы разных по структуре данных будут генерировать все устройства?
В течение последних десяти лет объем данных, произведенных за предыдущий год, равен объему, производимому за последующую неделю.
Хранить, извлекать и обрабатывать данные – дорого, энергозатратно и не всегда эффективно.
Но это того стоит. Читайте пример ниже.
Пример работы с данными: нашумевшая компания Netflix. Как давно вы знаете этих ребят? За последние несколько лет акции сервиса стали одними из самых дорогих на мировом рынке. Как так вышло? Да, работа с данными. В Netflix через Big Data Portal запускается около 50 000 заданий обработки данных ежедневно. Каждый клик, каждая покупка, каждая секунда — все имеет вес. Компания проделывает очень большую работу с данными и ведет об этом блог. Посмотрите хотя бы для того, чтобы убедиться, что Netflix не просто снимает сериалы.
Порадуемся за них и скажем спасибо за вклад в мир больших технологий.
3) Люди
Мы — производители и потребители. Люди определяют, насколько полезны и востребованы предлагаемые функции и устройства. Потребность потребителя абсолютно непостоянна — в концепции Интернета вещей необходимо иметь возможность постоянно получать фидбек и работать с ним. Успешные корпорации основываются не на собственном представлении о продукте, а на представлении пользователя. Как бы ни были важны данные и аналитика, только мнение потребителей превращает данные в знание, с которым можно работать.
Благодаря Интернету вещей обратная связь стала проще. Это значительно облегчает жизнь компаниям: позволяет видеть разницу между фактическими и желаемыми результатами. Это называется петлей обратной связи. Она работает так: исходя из текущего поведения пользователя система получает о том, что как пользователь использует систему именно сейчас и записывает эту информацию в базу данных (какие функции используются чаще, например). Затем предлагает практическую информацию для анализа, которая может помочь повлиять на поведение пользователя.
Простой пример. Сколько в сумке у вас лежит скидочных карт? Они нужны не только для того, чтобы заманить вас за покупкой. На самом деле, такая карточка однозначно идентифицирует вас как клиента: система знает, в какой продукции вы заинтересованы больше всего. И использует это при подборе рекомендаций конкретно вам, например, в мобильном приложении. Быть может, когда все устройства будут объединены в единую сеть, вы услышите от стиральной машины, какой порошок подходит под ваши нужды больше остальных.
Нельзя сказать, что работать с фидбеком легко. Трудность этой части в скорости изменения пользовательских потребностей. В мире Интернета выигрывает тот, кто быстрее всех реагирует.
4) Процессы
Всеобъемлющий Интернет объединяет все эти столпы, комбинируя подключения «машина-машина» (M2M), «машина-человек» (M2P) и «человек-человек» (P2P).
Подключения «машина-машина» (M2M)
Данные передаются по сети от одной машины или «вещи» другой. К машинам относятся датчики, роботы, компьютеры и мобильные устройства. Часто подключения M2M называют Интернетом Вещей.
Подключения «машина-человек» (M2P)
Информация передается между машиной и человеком. Если человек получает информацию от базы данных или руководит комплексным анализом, то это подключение M2P. Подключения M2P способствуют перемещению, управлению и отчетности данных от машин, чтобы люди принимали обоснованные решения. Действия, выполняемые людьми, исходя из обоснованных решений, завершают петлю обратной связи Всеобъемлющего Интернета.
Подключения «человек-человек» (P2P)
Информация передается от одного человека другому. Подключения P2P осуществляются посредством видео, мобильных устройств и социальных сетей. Такие подключения ещё P2P называют совместной работой.
Если вы заметили, 4 столпа объединяют в себе накопленный человечеством опыт в сфере информационных технологий. Без облачных хранилищ и датацентров работа с данными на уровне Интернета вещей была бы невозможна; пока аппаратная часть “вещей” не позволяла бы подключать к Интернету стиральную машину, чайник, датчики изменения погоды и т.д., нет полной взаимосвязи между устройствами; пока мы не научились собирать данные, анализировать фидбек, реагировать на него, Интернет вещей не представлялся бы гибкой, удобной системой, а стал бы ещё одной технологической новинкой, которой мы не пользуемся. Все 4 столпа связаны между собой, один не может работать или не представляет смысла без должной проработки другого.