Как создать мобильное приложение, которое будут использовать?

537x240

Большая часть пользователей имеют ограниченный список из 7-10 мобильных приложений, которые используют каждый день, а остальные приложения — гости одного дня. Как не оказаться среди тех, чье приложение удалят для освобождения памяти? Рассказываем 5 важных вещей, о которых нужно подумать, прежде чем запускать мобильный продукт.

Мобильный телефон — самый личный и самый используемый девайс. 35% аудитории Рунета пользуются Интернетом только на мобильных устройствах, сообщает GFK. По данным тех же исследований 61% использует смартфоны для выхода в Интернет. Компьютер включают для конкретной цели, мобильные — просто так. Если у вас нет инструмента общения с пользователем через мобильные устройства, считайте, у вас нет контакта более чем с половиной потенциальных пользователей.

Итак, вопросы, на которые нужно ответить, чтобы сделать взаимодействие  пользователя с мобильным приложением полезным и долгосрочным.

В чем ключевая функция приложения?

Прежде всего, определите основной пользовательский сценарий — главную пользу сервиса (для чего люди используют приложение) и развивайте именно его. Для этого работайте с целевой аудиторией, проводите опросы, A/B тесты.  

По мере развития приложения вы будете добавлять новые функции, расширять бизнес. Следите за тем, чтобы фокус приложения оставался на ключевой функции — она должна быть реализована. 

В чем польза приложения в рамках продукта?

Проанализируйте, какие возможности мобильной платформы сделают вашу услугу лучше и добавьте их. Если вы переходите из web в mobile, подумайте, какие из возможностей лучше оставить только для сайта. Почему это нужно сделать?

В вебе больше пространства: мы стараемся наполнить функционал по максимуму, разнообразить экран — это всё ещё может быть удобно и лаконично выглядеть. В мобильном приложении такой подход не работает.

Помните, здесь минимум пространства, поэтому делая мобильное приложение для уже существующего сайта, не превращайте его в копию сайта. Много кнопок и куча деталей — проигрышный подход, а главный критерий успеха — удобство и нативность, даже если приходится жертвовать второстепенным функционалом.

У мобильных платформ свои возможности и самые используемые фичи: определение геолокации, push-уведомления, использование камеры, микрофона, распознавание речи, акселерометр, интеграция с другими сервисами и устройствами и т.д. Используйте эти возможности, чтобы добавить ценности приложению как самостоятельному продукту. Посмотрите, мы собрали все самые используемые:

01

 

Вернется ли пользователь к вашему приложению?

Даже если вы продумали два предыдущих пункта, на рынке mobile все ещё много конкурентов, которые если и не конкурируют с вами на рынке, то за место в памяти устройства готовы побороться. Пользователь будет возвращаться к тому приложению, к которому у него сформировалась большая привязанность, чем к другим сервисам. Поэтому продумайте, как сделать так, чтобы пользователь помнил о вашем приложении. Спроектируйте формирование привычки.

02.3

Есть модель формирования привычки, основанная на 4 элементах:

1. Действие

Пользователь открывает приложение и выполняет максимально простое действие. Оно будет началом взаимодействия с сервисом.

2. Награда

Ключ в том, что пользователь не должен знать наверняка, какую награду он получит. Это может быть подписка (как в социальных сервисах), мнимая ценность (как монеты в играх), приветственная скидка (как в онлайн-магазинах), но неизвестно, в каком количестве/в какой момент.

3.Инвестиция

После того, как вы порадовали пользователя, время создать для него реальную ценность в приложении. Он создаст её сам, когда выложит фотографию, привяжет карту, напишет заметку — инвестирует любой из доступных ресурсов. Какой из них будет работать для вашего приложения лучше всего узнаете только попробовав все.

4. Триггер

После того, как взаимодействие с пользователем закончилось, приложение должно напомнить о себе. Самый используемый триггер — push-уведомления. Следующий по популярности — рассылка.

Есть два типа триггеров:

1. Внешние

Они инициируются зачастую самим приложением, говорят пользователю, что делать дальше. Как, к примеру, push-уведомление от LinguaLeo напомнит вам о том, что вы давно не заходили в приложение и пора уже повторить слова.

2. Внутренние

Эти триггеры — высший пилотаж. Это привязка ваших личных эмоций к приложению. Как в Instagram мы ассоциируем сделанную  фотографию с потребностью использовать приложение: получить фидбек, рассказать о своем дне в фото.

Внешние триггеры тоже должны нести пользу, иначе уведомления в приложении просто отключат.

1920x1080 (1)

Чтобы так не случилось:

а) Попросите согласие на отправку уведомлений, предварительно обеспечив ценность

Есть механики, которые способны склонить пользователя к тому, чтобы он согласился. Дайте понять, что они будут напоминать о важных вещах, без которых пользователю ну никак не обойтись. Например, что без вас он не вспомнит о регулярном приеме пищи, стакане воды, тренировке, зарядке и т.д.

Большая часть приложений ничего не делает с тем, что их уведомления отключают. Продумайте, что вы будете делать, если пользователь отключил push-уведомления. Да, можно попытаться его переубедить!

б) Сделайте уведомления полезными для пользователя

Этот цикл подробно описан в книге Эяля Нира “На крючке. Как создавать продукты, формирующие привычки”. 

Достаточно ли у вас времени?

Большинство сессий с мобильных приложений очень короткие — человека отвлекают, у него пропадает связь (кстати, не забудьте продумать возможность работы оффлайн), ему звонят, приходят уведомления от других приложений. Чтобы приносить больше пользы, чем конкуренты, оптимизируйте время так, чтобы главная функция в приложении работала быстро и требовала минимум действий.  

Интуитивный ли дизайн?

В мобильных приложениях есть список гайдлайнов ( от Apple и Google), которым можно и нужно следовать, чтобы привыкание пользователя к интерфейсу проходило как можно быстрее. Если вы чувствуете, что изменение привычного интерфейса оправдано — тестируйте! Но будьте аккуратны: в основном, когда пользователю не понятен интерфейс, он называет его “корявым”, “сложным” и удаляет приложение.

Вывод:

Само по себе наличие мобильного приложения не делает ваш бизнес прибыльнее. Совокупность дизайна, архитектуры, тактики в формировании привычки, использование User Experience — то, что позволяет топовым приложениям оставаться на плаву. Используйте разные методики, обновляйте функционал, анализируйте, работайте с аудиторией — дорога будет долгой, но результат вам понравится. Удачи!