Kotenko_7_bw

«Наше государство заинтересовано в росте IT-сектора»

Дмитрий Котенко, генеральный директор компании Infoshell, в беседе с редакцией Apps4All рассказал о взаимодействии мобильного рынка с госсектором, проанализировал ситуацию IT-рынка в России, а также поделился советами о подходе к созданию стартапов.

- Дмитрий, здравствуйте! Чем занимается ваша компания? Как возникла идея заняться мобильными разработками?

- Многие знают компанию Infoshell как топового разработчика мобильных приложений и веб-сервисов. Сейчас, помимо этого, мы оказываем полный комплекс услуг по мобильному маркетингу и занимаемся разработкой браузерных и мобильных игр. Причем, разрабатываем не двухмерные игрушки простого характера — мы делаем продукт со сложной механикой, продуманным геймплеем и качественной графикой.
Компания была основана в 2008 году группой специалистов, которые занимались web-технологиями, программированием и маркетингом. На первых порах сутками пилили сайты и мучились с контекстной рекламой. Все кардинально изменилось тогда, когда в 2010 в наши руки впервые попал привезенный из Америки iPad. Увидев эти волшебные иконки, осознав, насколько это интересно и удобно для пользователя, мы приняли решение двигаться дальше именно в область мобильных разработок.

- С какими трудностями пришлось сталкиваться по мере развития Infoshell?

- В тот момент ни программистов, ни необходимых ресурсов практически не было, но мы решили попробовать то, что возможно выстрелит в будущем. Не прогадали. Первые проекты мы делали для зарубежного рынка по низкой стоимости, чтобы наработать портфолио посолиднее.

Одним из знаковых российских проектов был мобильный клиент для Microsoft dynamic CRM. Сейчас компания Майкрософт уже сама выпустила свой CRM, но тогда мы были первыми в России, кто сделал это. Потом пошли встречи с крупной рыбой – Fillip Morris, INCITY, Capitan Morgan и другими большими компаниями. Первая набитая топ-менеджерами переговорка, первые серьезные презентации – это, конечно, было прорывом для нас. Одни за одним пошли проекты. Радио Record, ФК «Зенит»…В 2011 году мы себя стали чувствовать намного увереннее – появились яркие кейсы, которые не стыдно было показать заказчикам. В 2013 году компания перешла на новую стадию – объем параллельно идущих заказов зашел за отметку 30. Началась наладка бизнес-процессов, появлялись стандарты качества, стали предъявляться высокие требования к менеджерам и программистам. Мы пробовали, смотрели, корректировали, внедряли и пробовали вновь. Сложность заключалась в том, что чем быстрее бизнес рос, тем больше знаний требовалось. Мы сами искали ответы на вопросы об управлении большим количеством сотрудников: о том, как их мотивировать, как контролировать и правильно все планировать. И о том, как правильно производить бюджетирование, конечно.

- Тяжело ли вести высокотехнологичный бизнес в России? Какие явные препятствия для развития своего «айтишного» дела существуют в государстве?

- В России чувствуется специфика «купи-продай» бизнеса. Однако, несмотря на это, в Москве и Санкт-Петербурге действительно чувствуется веяние на спрос и разработку IT-продуктов, которые как автоматизируют бизнес, так и являются средством заработка. Особенно актуальны сейчас ИТ-стартапы. Многие хотят делать программные продукты, услышав о чужих успехах и больших заработках в Apple Store и Google Play.
Наше государство заинтересовано в росте IT-сектора, но есть много сложностей. Например, с законодательной базой. Для любого ИТ-стартапа важна защита интеллектуальных прав, патентная защита. Многие успешные стартапы находятся в «офшорах». Это легко объяснить – меньшие налоги для высокоинтеллектуальных проектов, хорошая защита интеллектуальных прав. В России не хватает льготных условий для неокрепших компаний. Стартап платит налоги наравне с компаниями, занимающимися продажами, что зачастую мешает его интенсивному развитию.
Положительный тренд – появление в России технопарков и различных бизнес-инкубаторов, но я считаю, что этого недостаточно. В Европе, в Китае, в США, в ОАЭ вкладывают бешеные инвестиции в развивающиеся компании. Представители китайской республики, например, ищут в долине те стартапы и проекты, которые могут переехать в поднебесную. И они готовы инвестировать в это, предоставлять лучшие условия, чем в США, чтобы создавать собственную долину. Очень бы хотелось, чтобы и в нашем государстве помимо ярких и громких заявлений о развитии ИТ-отрасли принимались аналогичные эффективные меры, позволяющие добиться реального роста высокоинтеллектуальной сферы.

- Инвестиции для бизнеса в России – нужны?

- Нужны, бесспорно. Никакой IT-проект просто так не взлетит. Какой бы уникальной идея ни была, необходима профессиональная команда и первоначальные маркетинговые вливания. Чтобы протолкнуть продукт на рынок, требуются деньги. Бывает, конечно, что авторы проекта сами занимаются продвижением своей идеи, но это отнимает достаточно большое количество времени и не всегда эффективно.
Как думаете, скоро ли в нашей стране мобильные приложения станут внедряться повсеместно на государственном уровне?
Первой ласточкой является мобилизация Москвы. Была разработана платформа, позволяющая присоединиться к государственной информационной структуре, с помощью которой уже можно делать качественные мобильные приложения. Уже, например, есть отличное приложение по парковкам в Москве. По моему мнению, потребуется 4-5 лет, чтобы наше государство стало мобильным. К нам уже поступают интересные запросы – идет тенденция к тому, что в рамках регионов будут реализовываться полезные социальные мобильные продукты.

- Только ли мобильные приложения могут быть интересны госсектору? Может какой-либо инструментарий управления бизнесом выйти в мобильные устройства руководителей различных государственных учреждений? Например, руководители МФЦ.

Госсектор давно осуществляет закупки по автоматизации своей деятельности. Преимущественно автоматизация происходит на основании существующих решений. Практически повсеместно внедряется электронный документооборот, автоматизируются предприятия, внедряются информационные системы.
Мы, например, разрабатывали бета-версию мобильного секретаря для министра природных ресурсов. Сейчас доработали интерфейс, функционал и дизайн, но финальную версию еще не запустили — ждем инвестиций.

- Много ли приложений для госсектора вам приходилось разрабатывать?

- Достаточно много. Самые известные – это, наверное, приложение для факультета психологии МГУ и планшет руководителя. Кстати, с кейсом для МГУ InfoShell в 2014 году занял первое место на конкурсе «10 лучших ИТ-проектов для госсектора».
Как такие приложения разрабатывались, какие сложности возникали в технической части при создании этих продуктов?
Госсектор чаще всего просит готовое решение и работающие прототипы. После того, как заказчик видит функционал, который решает его задачи, он готов работать дальше. Но нужно учитывать, что в этой сфере заказчики достаточно инертны. Если говорить о проектах для министерств и гос. служб, у которых есть уровень секретности – тут появляется много подводных камней. Компания-разработчик обязательно должна быть сертифицирована и иметь ряд лицензий, без которых к тендеру даже не подпустят.

- Заказывали ли у вас хотя бы раз приложение просто, чтобы облегчить жизнь людям, без желания каким-то образом монетизировать продукт?

- Сразу вспоминается приложение «живые помощи и требы». Суть его в том, что можно послать требу в церковь бесплатно или платно – вопрос только вашего выбора. На мой взгляд, продукт специфичен – странновато, что требу за здравие или за упокой можно отправить с мобильного телефона или планшета. Но с другой стороны, каждое утро заказчик приложения собирает все письма с электронного ящика, в 5-6 утра идет на службу в церковь и пишет эти требы на листочках. И мало того, что разработка этого проекта стоила денег, так и человек каждый день тратит свое личное время, чтобы передать просьбы других людей. И не важно, платную требу вы отправили или бесплатную — каждый сам решает, хочет он заплатить за доставку послания или нет. Это приложение вызвало большой резонанс в СМИ. Все удивлялись, что церковь связана с высокими технологиями. Более того, могу сказать, что этот заказчик готов отдать РПЦ приложение бесплатно. По моему мнению, это социальный продукт – по крайней мере, во всем, что презентовал заказчик и что происходит сейчас, я не вижу коммерческой ноты. Все-таки лучше зарабатывать на другом.
Какие приложения, на ваш взгляд, прибыльнее разрабатывать в России? Можно ли заранее спрогнозировать успех продукта?
Сейчас на рынке достаточно много мобильных разработчиков. И чаще всего, когда заказчик приходит со своей идеей, техническая команда ее просто реализует, даже не задумываясь о том, прибыльная она или нет. Приходит на ум хорошее сравнение с автосервисом. Если у меня сломалась машина, я приезжаю в автосервис и очень рассчитываю на то, что профессионалы закроют все вопросы, посоветуют, как лучше сделать и все исправят. Так должно быть и с мобильными приложениями. У Infoshell есть платный аккаунт в AppAnni, с помощью которого мы можем анализировать рынок – смотреть, сколько зарабатывают приложения, сколько тратят на рекламу, и узнавать другую информацию, столь важную при разработке каждого проекта. Производя такую аналитику, мы можем выбрать более прибыльные решения и докрутить идею до того продукта, который будет наиболее эффективным.
В большей степени все, конечно, зависит от основной идеи приложения и от рынка, на который она рассчитана. А мы, в свою очередь, можем предложить лучшие каналы монетизации, способы реализации и посоветовать, как улучшить продукт. Но, к сожалению, мы не можем отвечать за эффективность данного продукта – мы – тот инструмент, который позволяет качественно воплотить идею в жизнь.

- Какие digital — направления могут получить наиболее динамичное развитие?

- Последняя конференция Google I/O вызвала большой резонанс вокруг Android-часов и машин без водителя. Дома становятся умнее, даже телевизор совершенствуется за счет Android-платформы. Страшно представить, что может произойти с тостером через пару лет. Компании, которые раньше ориентировались только на мобильные устройства, сейчас, по мнению специалистов, взяли курс на совершенствование жизни человека в целом. Все активнее внедряется в нашу жизнь робототехника: даже пиццу уже доставляют дроны. Уже сейчас можно купить собственный спутник и использовать его в личных целях. Одно из самых интересных веяний – это изменение рекламы. Скоро людям будут предлагать только то, что они сами хотят получить — не последнюю роль в этом сыграет технология iBeacon. Оплачивать покупки тоже будет значительно проще – большой потенциал у бесконтактных платежей с помощью мобильных телефонов. Мы очень интересуемся подобными тенденциями и рады, что причастны к развитию человечества.

- Какие дальнейшие цели выставите перед компанией?

- Дальнейшие цели – это, конечно же, увеличение присутствия компании на рынке мобильных разработчиков, как с точки зрения коммерческого сектора, так и государственного. Мы будем искать социальные проекты, которые сможем реализовать, используя весь наш технологический базис и знания. В этом году мы готовим к запуску большой собственный проект – STARTUPPREVIEW. Это всероссийский конкурс, в котором может поучаствовать любой желающий. Мы столкнем на закрытой площадке инвесторов и 10 лучших IT-проектов и выберем один или два, которые получат финансирование – это посевная стадия с возможными инвестициями до 30 миллионов. Приглашаем и вас принять в нем участие.
Какой совет дадите тем, кто начинает вести свой бизнес в сфере мобильных технологий?
Прежде всего, нужно грамотно выбирать подрядчика. Если вы наняли команду, которая непрофессионально воплотила в жизнь вашу идею – это только ваше упущение. Для успешного проекта обязательно нужен маркетинг-план или мобильная стратегия: анализ конкурентов, рынка и понимание того, какой именно целевой аудитории нужен ваш продукт. Качественная графика, интерфейс и профессиональный геймплей (последнее – если говорим про игры) – половина успеха разработанного продукта. Вторая половина — предусмотреть будущие нагрузки. Всегда помните о том, что мало сделать хорошее приложение – нужно думать о том, как его продвинуть.
Главное для стартаперов – не отчаиваться на первых этапах. Проекту обязательно нужен идеолог с яркими горящими глазами, который верит в идею и приведет команду к успеху. Многие будут говорить, что ты не то делаешь или не туда идешь – в такие моменты лучше верить в себя и двигаться только вперед.